Бизнес-инкубаторы & акселераторы

Бизнес-инкубаторы и акселераторы. Те и другие поддерживают развитие стартапов.
В чем разница между бизнес-инкубаторами и акселераторами? Сразу скажу: речь не идет о сравнении «лучше – хуже». Для нормального развития стартапов, в системе поддержки должны быть представлены разнообразные модели поддержки стартапов.

Вопрос различий между бизнес-инкубаторами и акселераторами — двумя форматами поддержки стартапов наиболее обсуждаемый на последних профильных конференциях.
Чистых идеальных типов: «бизнес-инкубатор» и «акселератор«, не встречается, и отнесение организаций к разным моделям, в определенной мере, условно.

История развития поддержки стартапов
Развитие системы бизнес-инкубаторов проходило по принципу добавления новых услуг и сервисов к льготной аренде для стартапов.
В 80-х годах XX века, первые поколения бизнес-инкубаторов предлагали в аренду просто более доступные офисы.
В 90-х годах XX века, добавили услуги: консультации, тренинги, менторство и другие услуги для бизнеса, с сохранением модели «офис + сервисы».
За первое десятилетие XXI века появилось принципиально новые модели, которые и сформировали современную систему развития стартапов:
— виртуальные инкубаторы;
— инкубаторы для международных проектов (Soft Landing);
— агропромышленные бизнес-инкубаторы, а также другие типы поддержки проектов.
На сегодняшний день, сформировалась инфраструктура поддержки стартапов на самых ранних стадиях развития и выстроилась целая экосистема поддержки стартапов:

ТипПримерФишка
Startup WeekendsStartup Weekend, Launch48, Garage48Проект за 48 часов
Investment MarketplaceAngelList, SeedSummit, CrowdCubeОткрытое сообщество стартапов и инвесторов
Startup SchoolFounder Institute, School for Startups, Startups@Techhub5-6 недель готовят проекты к акселератору
MeetupsMiniBar, OpenCoffee, Silicon Roubdabout Social ClubВстреча единомышленников
HackdaysMusic Hackday, History Hackday, Home CampПосвящены вопросам разработки софта, инструментов и т.п.
Office & Co-working Spaces for startupsTechHub, Plug & Play, классические бизнес-инкубаторы«Хаб», площадка + сообщество
Venture IncubatorsWhite Bear Yard, BetaworksНечто среднее между Хабом и Акселератором: есть плотная работа с менторами, но нет программы, сроков развития и циклов набора
AcceleratorsYCombinator, TechStarsФинансирование + развитие по программе под руководством менторов (6 месяцев)

Бизнес-инкубаторы и акселераторы: в чем различия?
Бизнес-инкубатор и акселератор необходимо рассматривать как часть большой системы. Рассмотрим их подробнее:

АкселераторБизнес-инкубатор, хаб
Суть модели в одном слогане«Самый быстрый способ реализовать проект» (слоган Farminers) — Do more faster by joining forces (Techstars)Facilities, utilites, great people (слоган Aalto Venture Garage)
Silicon Valley in a Box (P&P Techcenter)
«Инвесторы, менторы, клиенты, таланты» («Ингрия»)
ПрототипYcombinatorPlug & Play
Примеры в миреSeedCamp, TechStars,
500 startups, Springboard, DreamITVentures, Bootcamp
Aalto Venture Garage, Startup Garage Sweden, RocketSpace, US Market Access Center, TechHub
Примеры в РоссииFarminers, Главстарт, Startup Magic, Texdrive, Синергия Инноваций, Акселератор в InCube, Бизнес-катализатор, iDeal Machine, Spanish Village и т.п.«Ингрия», Digital October, Greenfield Project,  InCube, Realogic, БИ Сколково, БИ ВШЭ, IT-Park Казань и т.п.
Примеры в Украине… (помогайте заполнить)… (помогайте заполнить)
Примеры в … (помогайте заполнить)… (помогайте заполнить)… (помогайте заполнить)
ОснователиКак правило, предприниматели-«звезды», они же выступают и как менторы
Государство, университеты, компании и т.п.
Государство, университеты, компании и т.п.
Отбор резидентовВ основном, интернет-проекты
Как правило, узкая специализация: например, «онлайновые интернет-проекты, доступные с мобильных устройств» и т.п.
Как правило, надо представить свой проект на специальном мероприятии
Широкая специализация
Как правило, надо подать заявку, без личной презентации.
Широкая специализация
Как правило, надо подать заявку, без личной презентации.
Количество резидентовВ среднем до 10; максимум 20
В среднем 25, но может быть и до 100 и больше
В среднем 25, но может быть и до 100 и больше
ДоходДоля в компании в обмен на инвестиции
Широкий спектр: аренда, дотации, консультационные услуги и т.п.
Широкий спектр: аренда, дотации, консультационные услуги и т.п.
Помощь в развитии бизнесаИнвестиции, менторы, офисы и вообще все-все необходимое
«Mentors, Investment, Community» (слоган Springboard)
Акцент – на организации взаимодействия, общения и связей: менторы, мероприятия, стартапы, инвесторы
При этом помещения и инфраструктура разного уровня могут быть даже без дотаций
В технологических инкубаторах – центры прототипирования и т.п.
Программа развитияКак правило, есть конкретная программа, заканчивающаяся презентацией проекта или подобным, типа «5 шагов к бизнес-модели», «7 шагов к стартапу» и т.п.
Список услуг более вариативен и не подразумевает конкретной программы
Список услуг более вариативен и не подразумевает конкретной программы
Общение в сообществеМожет быть ограничено
Активное общение
Активное общение
Инкубационный период3-6 месяцев (редко больше)
До 3 лет
До 3 лет
Уровень проектовРанняя стадия, у некоторых есть требование, чтобы до них в проекте не было инвестиций
Разный
Разный

habrahabr.ru резюмировал:
Модель акселератора, пример — YCombinator:
— «звездный» ментор
— жесткий отбор стартапов
— небольшие инвестиции (в среднем, $15 000)
— четкая программа развития на 3-6 месяцев под руководством ментора
— специализация, как правило, на интернет-проектах.
Модель бизнес-инкубатора («хаб», сообщество + площадка), пример — Plug & PLay: большое сообщество людей «в теме» – инвесторов, менторов, стартапов — собрано в одном месте и регулярно взаимодействуют друг с другом.

Главным и принципиальным различием бизнес-инкубаторов и акселераторов является время поддержки. Бизнес-инкубатор поддерживает стартап на всех этапах его развития, от создания идеи и до перехода в фазу зрелого бизнеса. Акселератор же существует для быстрой и эффективной точечной помощи, которая может обеспечить развитие проекта в самые короткие сроки – от стадии прототипа или MVP (minimal viable product) до продукта с выстроенными бизнес-процессами. В акселераторе есть четкая временная программа развития, за соблюдением которой следит ментор. Бизнес-инкубатор основывается на паттерне большого сообщества людей, которые в «теме» — это не только сами стартаперы, но еще и консультанты, менторы, а также случайно или неслучайно приходящие инвесторы. Поведенческая суть бизнес-инкубатора состоит именно во взаимопомощи.

Разница есть и у аудиторий бизнес-инкубаторов и акселераторов.
Одной из основных функций бизнес-инкубатора является предоставление стартаперам рабочего места и офиса в аренду или субаренду, а также поддержание технического состояния этого места. При этом с проекта не берется доля — существует фиксированная арендная плата, которая, естественно, на порядки меньше стоимости аренды полноценного офиса.

В бизнес-инкубатор могут прийти команды на самом раннем этапе – когда есть большое желание и идея, без архитектуры бизнеса и даже продуктового прототипа. Срок пребывания в бизнес-инкубаторе составляет около 12 месяцев, но может продлиться до трёх лет.

В акселератор обычно приходит команда, у которой уже есть юридическое лицо (или появится при входе в программу акселерации) и, как минимум, MVP. Основной интерес стартапера в акселераторе – экспертная поддержка и инвестиции.

Акселераторы помогают стартапу развиться в эффективный бизнес за короткий промежуток времени – примерно три месяца. Стандартными этапами можно назвать верификацию стартапа (проверку того, что продукт сделан так, как это было задумано), работающий прототип и валидацию стартапа (подтверждение работоспособности продукта). Участие в акселераторе и последующие seed-инвестиции помогает стартапу быстро перейти не только к работающей и эффективной модели, но и масштабироваться в зрелый бизнес. Важно: организатор акселератора, как правило, берёт за участие долю в проекте.

Стартапы отличаются: кто-то «спринтер» и ему важен темп и скорейшее привлечение инвестора, а кто-то — «стайер», и хочет спокойно разрабатывать продукт и тестировать бизнес-модель, а возможно, просто уже привлек инвестиции.

Для «спринтеров» — акселераторы. Для «стайеров» – бизнес-инкубаторы. Если вы только планируете начать работать над проектом, у вас есть идея, но нет команды, и есть возможность тратить собственные деньги – бизнес-инкубатор может вам помочь. А если у вас уже есть прототип и нужна экспертная и финансовая поддержка – прямая дорога в акселератор.

По материалам habrahabr.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com.Выход / Изменить )

Для комментария используется ваша учётная запись Google.Выход / Изменить )

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter.Выход / Изменить )

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook.Выход / Изменить )

Connecting to %s